История села Ковалёво

Точной даты основания села нет, но из воспоминаний старожил, которые на протяжении многих лет собирал один из местных любителей-краеведов Шпилев В.Г., следует, что при царствовании Петра I, когда Русь укрепила свои границы крестьяне стали заселять пустующие земли, не боясь грабительских набегов. Первые упоминания относятся к 1726 – 1757 гг. В то время через нашу местность проходила дорога, шлях, как её называли. По ней везли товары на север и обратно на юг. Дорога шла через село Марки, "папасянскую" балку. На пути торговцев один предприимчивый купец и открыл под раскидистыми вербами кабачок, где можно было перекусить и выпить вина, которое он делал из диких груш и яблок, благо их в округе было предостаточно. Сколько просуществовал кабачок, неизвестно. Но то, что он сгорел – точно. Или кто за нечестность поджёг, или по своей причине сгорел. Но где его имение было, никто не знал.

Но вот в 50-х годах 20 в. местный житель, Жуйков Корней Семёнович, решил построиться. Места ровного не было, и он решил разровнять бугор ниже сада, где сейчас живёт Волнянкина Мария Александровна. начал копать и наткнулся на кирпичную кладку. Оказалось, он напал на кирпичные выходы погреба для хранения вина и сырья. Но человек он был скрытный, и что ещё он нашёл на этом месте – никто не знает.

Название села, по преданию, произошло от фамилии двух братьев, которые были выходцами из Острогожска. Построили они свои владения напротив дубравы, на противоположной стороне яра, там было ровное место. Огороды были на косогоре к речушке Ященке. Она и сейчас протекает по яру, только назвать её можно сейчас ручьём, который пересыхает в засушливое лето.

Когда появились другие переселенцы, то улица начала строиться в сторону нынешнего села. Эту улицу стали называть Низинкой так как она была внизу яра. Жителей называли "низяне". Сейчас там никто не живёт, однако люди ещё помнят эти постройки.

Вначале переселенцы носили чисто украинские фамилии: Пух, Голуб, Белоус, Крамарь и речь была ближе к украинской. Село заселялось выходцами из украины. По мере обрусения фамилии зазвучали ближе к русским: Пухов, Голубов, Белоусов, Крамарев. В начале 19 века началось строительство церквей. В селе церковь строилась из местных материалов, кирпич делали из глины, которую добывали в оврагах. Обжиг кирпича производили в специальных ямах, которые назывались "горно" – печь для обжига. Клали кирпич на извёстку, замешанную на куриных белках, которые собирали по всей округе. Люди отдавали для этого дела последнее. Пуховской церкви Георгия Победоносца сейчас больше 150 лет. Она не действующая. После революции 1917 года её закрыли и использовали как зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны, во время оккупации, немцы около неё хоронили своих погибших солдат, которых свозили со всей округи. В 90-х годах приезжали венгры, делали вскрытие захоронения, после чего установили на этом месте крест.

Сейчас помещение церкви используется тоже как склад, только частным лицом – Париновым Александром.

Местный историк Паринов Кузьма Моисеевич рассказывал историю. До первой мировой войны пуховский солдат служил на юге Украины. В одном из походов квартировал в одном доме. Хозяин узнав, что солдат из Воронежа, по секрету рассказал ему свою судьбу. Хозяин был воронежским, из села Коршево, Бобровского района. В молодости соблазнился на лёгкий хлеб и организовал шайку из таких-же оторви-голов. Обзавелись ружьями и начали устраивать нападения на купеческие пароходики. Сначала на реке Битюг, потом перешли на Дон. Бивак их был недалеко от Щучьего в петле Дона, как после узнал – это место называется Волчий кут. Промышляли они около трёх лет. Награбленный товар продавали в Острогожске, Павловске и по другим деревням в округе. В конце концов, на них устроили облаву. Бежал тогда он на лодке со своим дружком вверх по Дону, свернули на Лиске. Это была речушка, которая протекала по Лисянскому яру и впадала в Дон. Добрались до какой-то рощи: толи Калинника, толи Малинника, лодку бросили, взяли вещи и пошли пешком. Ноша была слишком велика. Уставшие и промокшие они вышли на окраину села. С вещами в село входить не решились. Вернулись обратно в лесок, закопали по отдельности все свои вещи в вымоинах. В селе они переночевали, обсушились и узнав, что жандармы уже в селе убежали дальше.

Так старик оказался на юге Украины. Бумажные деньги он забрал с собой и долго жил припеваючи в "прыймах" у добротной украинки. Временами жалел только спрятанных вещей и около пуда серебра и золота.

Подробно описав приметы этого леса, солдат понял, что этот лес был на месте безлесой ныне "убочи" в сторону Лисок, называется это место Дубравы. Старики вспоминают там только пни от когда-то могучих дубов.

Солдат возвратился домой и стал долго тайно ходить по балкам, искать подозрительную вымоину, но так и не нашёл клад. Копались там и другие, но найти клад никто не смог.

 

Слова, встречающиеся в разговорной речи жителей села Пухово.

Зъйды – остатки от корма скота.

Хмыз – мелкие ветки деревьев.

Дробына – лестница.

Цибуля – лук.

Крышенныки – сушеные фрукты.

Глэчик – кувшин для молока

Ночвы – корыто.

Дижа – деревянная посуда для замеса теста.

Накидка – скатерть, на которую выкладывают тесто.

На вколюшки – на коленях.

Рядно – простынь.

Косныки – лента для волос.

Квышка – кошка.

Квынь – конь.

Сваюй – своя.

 

назад

Хостинг от uCoz